Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности огнестойких кабельных линий. Часть 2

(в продолжение статьи «Огнестойкие кабельные линии (ОКЛ)» Виктора Чернова https://electromontaj-proekt.ru/nashi-stati/obsuzhdaem-gosty-snip-pue/ognestoykie-kabelnye-linii-okl/)

 

Начало статьи – см. «Особенности огнестойких кабельных линий. Часть 1»

 

4.7 Случаи, когда использование огнестойких кабелей при стандартных вариантах монтажа (использовании стандартных кабеленесущих конструкций) заведомо обеспечивает работоспособность по ГОСТ Р 53316 в течение необходимого времени, и нет необходимости проводить дополнительно сами испытания [условие ж)], а так же некоторые рекомендации по монтажу

Стандартами на испытание огнестойких кабелей с разным типом изоляции в условиях воздействия пламени горелки  являются стандарты группы ГОСТ IEC 60331. Стандартный температурный режим в условиях испытаний по ГОСТ Р 53316 определяется по формуле (1) ГОСТ 30247.0-94. Через простые математические вычисления по данной формуле несложно вычислить, что стандартная температура пламени  750 градусов (нормируемая по ГОСТ IEC 60331-21-2011) в стандартном режиме испытаний по ГОСТ Р 53316 (без воздействия пламени) для максимально допускаемой начальной температуры окружающей среды 40 градусов  наступит через 14 минут. Учитывая, что воздействие открытого пламени с постоянным значением высокой температуры значительно более губительно, чем нагрев от минимальной температуры, а сам кабель обладает некоторой теплоёмкостью (чем больше диаметр кабель, тем больше теплоемкость и дольше его внутренний разогрев) кабель, прошедший испытаний по ГОСТ IEC 60331-21  проработает заведомо больше 14 минут. На практике (с учетом анализа результатов испытаний по ГОСТ Р 53316)  это время обычно составляет не менее получаса для любых видов монтажа и любых видов кабелей огнестойкостью 90-180 мин по всем  используемым в настоящее время  РФ  стандартам  группы ГОСТ IEC 60331

Результаты испытаний по ГОСТ Р 53316 показали, что практически любые стандартные варианты монтажа стандартных конструкций обеспечивают надлежащую работоспособность линии  в целом. К примеру, увеличение шага опорных конструкций для лотков и коробов до 1,2 м (стандартный шаг согласно международной практике) сверх рекомендованного национальными электротехническими нормами шага 0,8-1 м не приводит к сколь заметному снижению времени работоспособности линии. Можно заключить, что  «слабым звеном», в первую очередь, является сам кабель.  Испытания  показывают, что использование кабелей с пределом огнестойкости не ниже 180 мин (по ГОСТ IEC 60331) является гарантией положительных результатов испытаний по ГОСТ Р 53316 для подавляющего большинства конструкций кабеленесущих систем,  крепежа кабелей и вариантов монтажа.

Более того, соблюдение простых и разумных правил монтажа кабелей на конструкциях или крепежа позволяет заведомо с высокой достоверностью получить результат в один час работоспособности в условиях по ГОСТ Р 53316, а нередко – в полтора часа**.

______________________________________________________________________________________

**Примечание:

Указаны  значения с учетом наиболее неблагоприятных результатов. Как правило, значения времени сохранения работоспособности электропроводки  в условиях испытаний составляет большее значение. С результатами испытаний по ГОСТ Р 53316 можно ознакомиться по данным сертификатов огнестойких кабельных линий, например,   на официальном сайте компании «ДКС».

Из отмечаемых выше достаточно  стабильных результатов испытаний иногда выбиваются экранированные кабели отдельных производителей  малого диаметра и сечения (управления, контрольные, для слаботочных сетей). Недопустимо тонкий слой огнестойкой изоляции между экраном и жилами иногда приводит в условиях высоких значений температуры при испытаниях по ГОС Р 53316 к более низкому значению времени сохранения работоспособности. Изготовителям кабелей следует обратить внимание на недостатки конструкции таких кабелей и не допускать снижения толщин огнестойкой изоляции между экраном и жилами.

Обеспечение более 90 минут гарантировать без проведения испытаний или защиты специальными огнестойкими коробами уже нельзя. При реальной эксплуатации кабель может быть нагружен до достижения максимально допустимой температуры изоляции (100% нагрузки по току).  В зависимости от максимально допустимой  предварительной температуры нагрева жил кабеля  для разных типов изоляции (от 65 до 90 градусов)  и температуры печи (20… 40 градусов) при испытании по методике ГОСТ Р 53316 из формулы (1) ГОСТ 30247.0  и крайних значениях начальной температуры  20-90 градусов получаем величину конечной температуры плавления меди (1083 градуса) через  94-150 мин. С учетом допустимого разброса по чистоте материала жил и сечению жил кабелей при изготовлении изделий, время, через которое наступает выгорание жил, может быть меньшим. Практика испытаний показывает, что уже через 90 минут многие кабели могут терять работоспособность за счет выгорания жил.

_____________________________________________________________________________________

Указанными правилами монтажа являются:

 -соблюдение известного по электротехническим нормам для кабельных линий требования об укладке кабеля «змейкой», т.е. без «натяга» и предоставлением некоторой «степени свободы» (несколько процентов от длины участка);

 - соблюдением нормативных радиусов изгиба кабелей, рекомендуется увеличиваться данный радиус не менее чем в полтора-два раза;

 - не допускать избыточно жесткого крепления фиксаторами, бандажами и иным крепежом оболочки кабелей, крепеж должен легко закреплять кабели без сдавливания.

Последняя рекомендация применима только для кабелей малого диаметра и с жилами малого сечения (контрольных, управления, передачи данных). Кабели с жилами большого сечения (особенно кабельные линии в терминах главы 2.3 ПУЭ):

 -  с одной стороны  имеют изоляцию  значительной толщины и обладают высокой теплоёмкостью, и результаты практических испытаний по ГОСТ Р 53316 показывают, что кабели без какого-либо негативного результата могут закрепляться достаточно жёстко и с частичным сдавливанием оболочки;

 - с другой стороны для таких кабелей амплитудное значение максимального тока короткого замыкания может быть уже весьма значительным, и возникающие динамические силы в случаях замыкания могут  приводить к негативным последствиям (механическим повреждениям), поэтому данные кабели следует обязательно закреплять жестко.

Одновременно для значительного множества объектов, полчаса - это вполне  достаточное время для выполнения положений 123-ФЗ (например,  из условий обеспечения эвакуации, пожаротушения), а для множества систем зданий и сооружений достаточным временем является и еще меньшее значение.

Вывод по 4.7: требования Закона 123-ФЗ заведомо выполняются и не требуется дополнительное подтверждении испытаний по ГОСТ Р 53316 для электропроводок систем, которые выполняются кабелями с огнестойкостью 180 мин по ГОСТ IEC 60331-21-2011 и стандартными кабеленесущими конструкциями (крепежом),  в случае необходимости  обеспечения  функционирования в условиях пожара:

 -   до 30 минут при любых условиях;

 - до 60 минут при соблюдении определенных разумных правил монтажа.

 

5 Необоснованность требований пункта 4.9 СП 6.13130.2013 в части несоответствия национальным и международным нормам

В международных нормах электропроводка для случаев, рассматриваемых в разделе 4, так же не требуют обязательного огнестойкого исполнения. Более того, и в национальных вариантах МЭК (нормах РФ) так же имеются указания об отсутствии необходимости  огнестойких кабелей для ряда случаев. В частности, в стандарте ГОСТ Р 50571-5-56 (МЭК 60364-5-56) указано:

«560.5.2…электрооборудование должно обладать огнестойкостью в течение требуемого времени либо благодаря надлежащему выбору, либо за счет соответствующего монтажа»

т.е. достижение необходимого результата (функционирования) не обязательно предполагает огнестойкое исполнение кабельных линий ( например, необходимая огнестойкость оборудования, электропроводки может быть достигнута за счет соответствующего монтажа, к которому относится и размещение оборудования в помещении, преграды у которого обладают нормируемым пределом огнестойкости);

«560.7.2 Цепи систем безопасности не должны проходить через пожароопасные помещения(ВЕ2), если они не являются огнестойкими…»

а, значит,  вполне могут быть в определенных случаях не огнестойкое исполнение электропроводок систем безопасности (к которым относится, в том числе, электропроводки, попадающие под требования части 2 статьи 82 Закона 123-ФЗ);

«560.8.1 Для систем безопасности, используемых при пожаре, должно быть обеспечено применение следующих систем электропроводки:… c) кабельные системы, поддерживающие на необходимом уровне противопожарную защиту и защиту от механических повреждений. Электропроводки систем должны быть смонтированы и установлены таким способом, при котором целостность цепи не будет нарушена в условиях пожара. Примечание 1 - Примером системы, поддерживающей необходимую огнестойкость и механическую целостность, могут быть: - конструктивные оболочки, обеспечивающие огнестойкость и механическую защиту, или - выполнение электропроводок в отдельных пожарных отсеках»

т.е. в случаях, когда огнестойкость для необходимого функционирования обязательна, она может быть достигнута или за счет специального монтажа и использовании неогнестойких кабелей или просто прокладки кабелей в отделенных в пожарном отношении помещениях (здесь следует отметить, что термин «отсек» в указанных международных нормах не идентичен термину «пожарного отсека» согласно определениям Закона 123-ФЗ и имеет значение отдельного помещения с нормируемым пределом огнестойкости);

«560.9.1 Системы аварийного освещения могут получать питание от централизованной системы или могут быть автономными…На автономные светильники не распространяются требования пунктов 560.9.1-560.9.4 настоящего стандарта. Электропроводки систем аварийного освещения с централизованной системой питания должны сохранить целостность на участке от источника до светильников в течение соответствующего периода в условиях пожара. Это достигается при использовании кабелей с высокой огнестойкостью или, для отсеков, имеющих больше чем одну систему аварийного освещения, светильники должны поочередно присоединяться к двум отдельным цепям так, чтобы уровень освещенности сохранялся вдоль всего пути эвакуации в случае потери питания от одной цепи.…»

 т.е.:

 -  требования по огнестойкости не распространяются на автономные светильники аварийного эвакуационного освещения;

 -  для централизованных систем достаточно предусмотреть две группы (цепи) в неогнестойком исполнении  для конечных помещений таким образом, что бы выполнялись нормы освещенности.

Таким образом, можно заключить, что международные  и национальные нормы [ГОСТ Р 50571-5-56 (МЭК 60364-5-56)] допускают в ряде случаев неогнестойкое исполнение как отдельных кабелей, так и линий в целом при выполнении соответствующими системами (оборудованием, приборами) своих функций. Следовательно, отмечается расхождение между требованиями в СП 6.13130  (в п. 4.9), международными нормами и национальными вариантами (РФ) международных норм.

 

Отдельно стоит рассмотреть международный опыт испытаний кабельных линий в комплексе с кабеленесущими конструкциями в стандартном температурном режиме.

В международной практике испытания кабельных линий в условиях стандартного температурного режима, схожие или аналогичные  ГОСТ Р 53316, имеются у стран, соответствующие нормы которых основаны на стандартах Германии (Германия, Австрия, Польша) или США (ряд стран Америки). Все остальные страны, в том числе большая часть стран Европы, включая крайне серьёзно относящихся к пожарной безопасности Великобританию и Францию, в настоящий момент нормируют только требования к кабелям при испытаниях пламенем горелкой (нормы, аналогичные нормам ГОСТ IEC 60331) и требования к монтажу (исполнению кабеленесущих конструкций). Для ответственных объектов в различных вариантах могут применяться стандарты испытаний кабелей при температуре пламени горелки уже в 830 градусов, при указанной температуре и механическом ударе, при указанной температуре, механическом ударе и воздействии воды, но никакого аналога ГОСТ Р 53316 не используется.

В РФ уже переведены и приняты отдельные стандарты IEC 60331, регламентирующие подобные испытания (при повышенной температуре в 830 градусов и дополнительном воздействии): ГОСТ IEC 60331-1, ГОСТ IEC 60331-2, ГОСТ IEC 60331-3 и
ГОСТ IEC 60331-31, а в дальнейшем могут быть приняты и оставшиеся стандарты из указанной группы стандартов IEC. В связи с  этим возникает вопрос - почему  Россия не может использовать международный опыт и во исполнение основных положений законодательства в области стандартизации и технического регулирования и пойти по пути частичной гармонизации национальных положений с международными в части обсуждаемого вопроса?  Почему вместо принудительного требования «добровольной» сертификации по ГОСТ Р 53316 для отдельных случаев (ответственных объектов) не повысить требования к испытаниям кабелей  при изготовлении в качестве альтернативного варианта?

Последний вопрос так же тесно связан с межгосударственной стандартизацией в рамках Таможенного Союза (ЕАЭС), ведь в прочих странах ЕАЭС отсутствуют требования по испытанию кабельных линий в условиях стандартного температурного режима, а, значит, в некоторой степени можно отметить предпосылки для отступления от межгосударственных соглашений ЕАЭС (к примеру, продукция Казахстана и Беларуси фактически не может быть использована в качестве ОКЛ на территории России). Следовательно, повышение требований к исполнению кабелям (сначала на национальном, а затем на межгосударственном уровне) в качестве допустимой альтернативы сертификации по ГОСТ Р 53316 могло бы быть компромиссным вариантом, не противоречащим  межгосударственным соглашениям в рамках ЕАЭС.

 

6 Юридические и экономические основания для отмены и пересмотра СП 6.13130.2013

В разделах  4 и 5 приведены в основном технические основания для отмены и пересмотра СП 6.13130.2013 в связи с  некорректностью данного  пункта,  несоответствия здравому смыслу и избыточностью по сравнению с положениями части 2 статьи 82 Закона 123-ФЗ.

Но так же имеются и весомые юридические и экономические основания необходимости отмены и дальнейшего пересмотра СП 6.13130.2013 с проведением публичного обсуждения согласно законодательству для учета мнений заинтересованных лиц.

Требования  пункта 4.9 СП 6.13130.2013 по своей сути регламентируют как необходимо реализовывать технические мероприятия по обеспечению работоспособности в условиях пожара электропроводки, указанной в части 2 статьи 82 Закона 123-ФЗ. Но, к сожалению, как  показано  выше, требования  пункта 4.9 СП 6.13130.2013 в сегодняшнем виде безосновательно ужесточены по сравнению с указанным в статье 82 Закона 123-ФЗ и за счет избыточности требований во многих случаях:

 -  не соответствуют положениям национального стандарта ГОСТ Р 50571.5.56;

 - не соответствуют  международным нормам (в частности, IEC 60364-5-56);

 - противоречат здравому смыслу;

 -  безосновательны для множества объектов и условий согласно практическим результатам испытаний по ГОСТ Р 53316.

Требование  СП 6.13130.2013 по обязательности огнестойких кабелей в случаях, когда этого не требуется (с учетом выше отмеченного), приводит к необоснованным затратам собственников объектов, и в случае бюджетных объектов – необоснованной трате бюджетных средств. Учитывая, что для ряда объектов (учреждения здравоохранения, образования, объектов с массовым пребыванием людей) предъявляются повышенные требования в части низкой токсичности продуктов газовыделения при сгорании, то с учетом требования огнестойкости, соответствующие  кабели подобных объектов требуют самого сложного и дорогого исполнения (например, с индексами « -FRLSLTx»). Одновременно, например, для множества помещений  на таких объектах по отдельным нормам требуется скрытая (замоноличенная) прокладка кабелей. Учитывая то, что при таком способе монтажа в большинстве случаев огнестойкие кабели не требуются (см. подраздел  4.2), то можно образно сказать, что в случае выбора таких кабелей (например, по требованиям  экспертизы) бюджетные средства бессмысленно «замоноличиваются в бетон».

Аналогично, требования по применению сертифицированных кабельных линий для случаев, когда линии и без какой-либо сертификации заведомо проработают необходимое время в условиях пожара (согласно условиям испытаний по ГОСТ Р 53316) – так же необоснованная трата средств, и в  случае бюджетных объектов – средств бюджета страны. И совсем необъяснимо с точки зрения рационального подхода  в таких случаях выглядят требования по необходимости сертификата по ГОСТ Р 53316 там, где не требуются даже огнестойкие кабели.

Следует отметить, что ограниченные предложения  производителей приводят не только к тому, что стоимость таких сертифицированных линий повышается, но и создают предпосылки для нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в области свободы конкуренции. Ведь в случае требования экспертом необходимости применения сертифицированных огнестойких линий,   проектировщику систем электроснабжения, силового электрооборудования и аварийного освещения (в отличие от проектировщика слаботочных систем)  приходится выбирать фактически единственного производителя. Часть производителей при этом может оказываться в недопустимых с точки зрения конкуренции условиях***.

__________________________________________________________________________________

***Примечание

Существующие в России сертификаты основаны на использовании индивидуальных кабелей конкретного изготовителя кабельной продукции и кабельных конструкций (крепежа) так же конкретного изготовителя по принципу: один изготовитель кабеля + один изготовитель кабеленесущих конструкций = один сертификат. Данный принцип предполагает необходимость большого количества сертификатов для конкретного изготовителя кабеленесущих конструкций, что весьма затратно и, как следствие, не способствует заинтересованности производителей в получении таких сертификатов. Было бы разумным допустить встречающийся в международной практике принцип: группа изготовителей кабеля по определенному стандарту + один изготовитель кабеленесущих конструкций = один сертификат. Данный принцип позволил бы снизить издержки производителей, расширить номенклатуру  и популяризовать сертификацию по ГОСТ Р 53316.

__________________________________________________________________________________

Более того, в случае бюджетных объектов подобная ситуация  создает предпосылки и в  части повышенных коррупционных рисков.

Одновременно, проблема необоснованно жёсткого требования необходимости при любых условиях проведения испытаний (сертификации) по ГОСТ Р 53316, создает неопределённость во взаимодействии между  проектировщиком и экспертом. Если согласно техническим особенностям объекта или по иной причине (ценовой политике собственника и пр.), кабельные конструкции  производителя, предоставляющего сертифицированные ОКЛ  на рынке,  не могут быть применены на конкретном объекте (например, требуются сейсмостойкие конструкции, конструкции из нержавеющей стали и пр.), то проектировщик при всем желании не может предусмотреть  сертифицированные ОКЛ, т.к. невозможно предусмотреть того, что отсутствует на рынке. Фактически появляется неопределенность между требованиями норм и возможностями выполнения требований. При этом эксперт так же оказывается в неопределенном положении – он может потребовать сертификата по ГОСТ Р 53316, но таковой не сможет получить. Появляется возможность манипуляций при экспертизе проектной документации. Подобная ситуация в принципе не нормальна и противоречит основным положениям законодательства в области стандартизации и технического регулирования.

В связи с отмеченной неопределенностью появляются возможности манипуляции и при инспекции уполномоченными лицами при плановых и внеплановых проверках, при осуществлении стройнадзора. Подобное  так же может создавать предпосылки для коррупционных рисков.

В условиях, когда по техническому смыслу  (с учетом отмеченного в разделе 4) не требуется не только сертификация по ГОСТ Р 53316, но в принципе огнестойкое исполнение, такие бессмысленные с точки зрения здравого смысла требования со стороны эксперта, инспекторов, стройнадзора испытаний (сертификатов) приводят  к потере и так невысокого доверия со стороны профессионального сообщества по отношению к нормам, коллективу авторов и соответствующим органам исполнительной власти, что не может не сказаться пагубно в перспективном плане развития нормативной базы и практики ее применения.

На известных среди профессионального сообщества интернет-площадках «0-1.ru» и «proektant.org» при обсуждениях вопросов ОКЛ проводились опросы  в части отзывов по сегодняшней ситуации с нормами на огнестойкие кабельные линии. Подавляющее большинство участников форумов высказались крайне негативно по отношению сложившейся ситуации, и не считают нормы правильными и здравыми. Около 95% участников высказались за необходимость наведения порядка с изменением норм по обсуждаемому вопросу. Большинство считает необходимым   получение подробной детализации в нормах  с  логичными  и обоснованными требованиями, некоторые высказывались за изменение норм с получением укрупненных и упрощенных требований. И только мене 5% участников полагают сегодняшние требования допустимыми в сложившихся обстоятельствах. Не поднимая вопросы юридической последовательности создания СП 6.13130, а так же активности профессионального сообщества при публичном обсуждении норм, тем не менее, можно констатировать итог - фактически требования СП 6.13130 не учитывают мнения профессионального сообщества. Но нормы не должны противопоставлять свои требования всему профессиональному сообществу и тем более -  позиции здравого смысла.

Наконец, вызывает недоумение фактически принципиальный запрет в пункте 4.9 СП 6.13130.201 возможности расчётного обоснования при обеспечении решений по выполнению положений части 2 статьи 82 Закона 123-ФЗ. Логично было бы ожидать со стороны государственных организаций и органов исполнительной власти (ВНИИПО, МЧС), осуществляющих свою деятельность за счет бюджетных средств,  результатов работы в нормативных документах в виде работающего инструмента для проектирования согласно основным положениям законодательство в области технического регулирования и стандартизации, а не только запретительных указаний и принуждения к «добровольной» сертификации, приводящих в конечном итоге к неопределенности в конечных решениях и дополнительным издержкам, в том числе и со стороны бюджета.

 

Таким образом, можно подытожить, что положения пункта 4.9 СП 6.13130.2013:

 - создают предпосылки для нарушения  Закона № 162-ФЗ «О стандартизации в РФ» в части несоответствия целям и задачам стандартизации согласно статье 3 в части 1 пункт 6 (недопустимое снижение конкурентоспособности), части  2 пункты 3 (деоптимизация и деунификация номенклатуры продукции, не обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, увеличение сроков ее создания, освоения в производстве, а также сопутствующих затрат), 4 (создание неопределенности при применении документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг), 6 (создание ложного впечатления у потребителя о необходимости сертифицированной продукции и огнестойких кабелях при отсутствии такой необходимости), 8 (создание технических барьеров);

- имеют признаки отступления от  принципов стандартизации согласно статье 4 по пунктам 3 (отсутствие комплексности и системности стандартизации), 4 (отсутствие обеспечения соответствия национальным и международным стандартам, опыту практических испытаний), 5 (фактически отсутствие консенсуса по норме пункта 4.9 СП 6.13130.2013), 6 (наличие требований, не всегда обеспечивающих возможность контроля за их выполнением), 8 (не соответствие положениям Закону 123-ФЗ в части избыточности требований), 9 (противоречие  с национальным стандартом);

- могут не соответствовать принципам технического регулирования  согласно статье 3 Закона «О техническом регулировании» в части отсутствия обеспечения единства требования технических регламентов;

 - могут создавать предпосылки для отступления от положений статьи 162 Бюджетного Кодекса  РФ  в части нерационального расходования средств при необоснованном применении огнестойких кабелей и сертифицированных по ГОСТ Р 53316 кабельных линий для бюджетных объектов;

 - могут создавать предпосылки для отступления от пункта 24 Постановления Правительства №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в части недопустимых замечаний со стороны экспертной организации в случаях необоснованного требования огнестойких кабелей,  огнестойких кабельных линий и сертификации по ГОСТ Р 53316;

 - могут создавать предпосылки для отступления от пункта 3 статьи 15  Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части недопустимого требования сертификатов для огнестойкие кабельные линии (в случаях отсутствия такой необходимости);

 - могут создавать предпосылки для недопустимого привлечения лиц к ответственности за нарушения требований пожарной безопасности согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» в случаях необоснованного требования огнестойких кабелей и огнестойких кабельных линий (при отсутствии такой необходимости);

- могут создавать предпосылки для недопустимого привлечения лиц  к ответственности за нарушения требований норм согласно статьи 14 Закона «О государственном строительном надзоре» в случаях необоснованного требования огнестойких кабелей и огнестойких кабельных линий (при отсутствии такой необходимости);

- могут создавать предпосылки для отступления от положений статьи 1, пункта 1, перечисления 1) и 2) и статьи 14.3, перечисления 1) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случаях необоснованного ограничения применения неогнестойких кабелей и несертифицированных огнестойких кабельных линий (при отсутствии такой необходимости);

- могут создавать условия появления предпосылок для отступления от  положений Закона 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае невозможности применения кабельных линий с сертификатом по ГОСТ Р 53316;

- создают предпосылки для отступления от межгосударственного Договора об Евразийском экономическом союзе в части ограничения возможностей реализации продукции (прочих стран), соответствующей Техническому регламенту ТР ТС 004/2011, в качестве изделий для огнестойких кабельных линий.

7 Выводы и предложения

Нет никакого сомнения в правомочности положений части 2 статьи 82 Закона 123-ФЗ. Защита от пожара - важнейшая цель при реализации требований норм. Одновременно показано, что вопрос необходимости применения огнестойких кабелей,  огнестойких кабельных линий, проведения испытаний и сертификации по ГОСТ Р 53316 не является простым. И с учетом сегодняшних реалий неудивительно, что практика исполнения отмеченных положений Закона интерпретируется как обязательное выполнение и линий с сертификатом по ГОСТ Р 53316 и  огнестойких кабелей во всех случаях вне зависимости от каких-либо условий для всех электропроводок систем противопожарной защиты, аварийного эвакуационного освещения и прочих систем, указанных в части 2 статьи 82 Закона 123-ФЗ. Но ситуация является ненормальной, когда в отдельных конкретных случаях никто, будь то проектировщик, эксперт, инспектор или иной представитель профессионального сообщества, не понимает зачем это требование, если достаточно неогнестойкого кабеля или стандартного монтажа огнестойкого кабеля без какой-либо дополнительной сертификации для заведомого выполнения положения Закона 123-ФЗ. Когда по неясным причинам создаются технические барьеры и  появляются значительные, ничем не обоснованные издержки.

Сегодняшняя ситуация усугубляется так же тем, что во вновь разрабатываемых и принимаемых сводах правил применяется дублирование требований пункта 4.9 СП 6.13130.2013  в том или ином виде (например, в СП 156.13130.2014), что ведет к масштабированию проблемы.

Для решения отмеченной проблемы необходимо уточнить нормативные положения, и, в первую очередь, пункт 4.9 свода правил СП 6.13130.2013.

На основании выше отмеченного, и во исполнение положений Закона 123-ФЗ могут быть представлены в качестве возможного варианта гармонизации норм следующие предложения по уточнению положений свода правил:

1. Указать о допустимости исполнения электропроводки (кабельных линий) в неогнестойком исполнении при обеспечений функций соответствующих систем (упомянутых в части 2 статьи 82 Закона 123-ФЗ) в условиях пожара в течение необходимого времени:

 - за счет особенности конструкции оборудования или схем систем;

 - из-за защиты электропроводки от воздействия высокой температуры строительными конструкциями с  нормируемым пределом огнестойкости;

 - в связи с монтажом взаиморезервируемых линий в разных помещениях (сооружениях) с нормируемым пределом огнестойкости;

 -по причине  гарантированного не превышения температуры предельного значения потери работоспособности  электропроводки при детерминистическом, в т.ч. расчётном обосновании;

 - для наружной электропроводки, в случае если ее часть в здании (сооружении) сохраняет должную работоспособность;

 - для электропроводки в пределах помещения (сооружения), в котором размещается оборудование соответствующих систем, выгороженного преградами с нормируемым пределом огнестойкости.

2. Указать о необязательности подтверждения работоспособности электропроводки (кабельных линий)  испытаниями по ГОСТ Р 53316 в случае:

 - необходимости  обеспечения  работоспособности в  течение 30 минут и использовании кабелей с пределом огнестойкости 180 мин (значение может быть уточнено) по ГОСТ IEC 60331 для любых способов монтажа, соответствующих требованиям нормативных документов, и любых объектов;

 - необходимости  обеспечения  работоспособности в  течение 60 минут (время может быть уточнено) и использовании кабелей с пределом огнестойкости 180 мин по ГОСТ IEC 60331 для оговоренных способов и правил монтажа (с приведением соответствующей информации), за исключением высотных зданий, сооружения для массовых культурных и спортивных мероприятий, зданий с  длительным пребыванием маломобильных групп населения, медицинских стационаров и т.п. ответственных объектов (перечень ответственных может быть расширен).

3. Указать допустимость в отдельных случаях (например, для ответственных объектов и необходимом времени работоспособности  до 60 минут) замены подтверждения работоспособности электропроводки (кабельных линий)  испытаниями (сертификатом)  по ГОСТ Р 53316 на возможность использования кабелей с пределом огнестойкости 180 мин (значение может быть уточнено) по новым стандартам группы ГОСТ IEC 60331 (при температуре 830  градусов и механическом ударе и пр.), при необходимости -  с указанием способов и правил монтажа.

 

Автор искренне надеется, что указанные предложения при всестороннем изучении с учетом результатов существующих и будущих натурных испытаний, и при участии профессионального сообщества, могут быть в той или иной форме использованы в очередных редакциях нормативных документов, а так же на то, что приведенная в данной статье информация  поможет специалистам в решении непростого вопроса обеспечения огнестойкости электропроводок.

Однако рассмотренные в статье особенности огнестойких кабельных линий не могут охватить всего многообразия нюансов и вопросов, возникающих при реализации положений норм. К таковым, например,  относятся вопросы обеспечения работоспособности электропроводок в слаботочных сетях, вопросы соответствия здравому смыслу выполнения огнестойких кабельных линий в зданиях и сооружениях низкой степени огнестойкости, в  частности - выполненных из дерева. Поэтому можно выразить надежду на то, что к обсуждению данной  непростой проблемы дополнительно присоединятся представители профессионального сообщества.

 

Волков Сергей

АО «Атомэнергопроект»

февраль 2017

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта)