Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Концепции архитектурно-художественного освещения

   Концепция архитектурно-художественного освещения фасадов домов улиц, площадей и проспектов разрабатывается для всего города и утверждается Комитетом по архитектуре и градостроительству.

    Для того, чтобы в кратчайшие сроки выполнить проектирование подсветки фасадов значительного числа зданий, к работе привлекается большое количество различных проектных организаций. У каждого проектировщика-светотехника может быть свое индивидуальное представление, как должен выглядеть город. Кто-то хочет видеть освещенные локальной подсветкой карнизы и архитектурные элементы. А кто-то считает нужным установить в нижней части фасадов прожекторы, и осветить ими фасад заливающим светом.

Если, к примеру, поручить спроектировать архитектурно-художественное освещение фасадов двадцати домов некоторой улицы разным проектным организациям, имеющим в своем штате опытных проектировщиков-светотехников, то каждый из этих домов, взятый в отдельности, может стать шедевром светоцветового дизайна. Но, улица в целом не будет представлять собой единую светоцветовую композицию. А значит, поставленная цель будет достигнута не полностью.

    Чтобы все проектировщики работали сообща в одном направлении, разрабатывается концепция: генеральный замысел, определяющий стратегию действий при выполнении проектов архитектурно-художественного освещения улиц и проспектов.

 

Подготовка исходных данных для разработки концепции

     Для разработки концепции, прежде всего, выполняют обследование улиц и выявление их особенностей, таких как:

- значимость улицы или проспекта;

- наличие на фасадах зданий архитектурных элементов: колонн, аттиков, статуй, художественной лепнины. Как правило, исходят из того, что если имеются красивые архитектурные элементы, то их необходимо выделить светом;

- расположение улицы (центр города или его окраина);

- историческое прошлое улицы;

- анализ размещенных на улице и кровлях зданий светящихся рекламных баннеров;

- анализ наружного освещения улиц и возможное его влияние на архитектурное освещение фасадов.

   По завершению обследования улиц и систематизации полученных результатов приступают к непосредственной реализации концепций архитектурно-художественного освещения.

    Концепция должна содержать описание основных приемов освещения зданий конкретной улицы и поясняющие рисунки. Для наиболее значимых улиц города могут быть выполнены панорамы каждой из освещаемых сторон улицы, на которых отображены дома с наложенной на фасады визуализацией освещения.

Обычно концепции предусматривают повседневный и праздничный режим работы осветительной установки.

 

Разработка концепции

     В простейшем случае, если улица содержит однотипные пятиэтажные дома современной массовой постройки, то вся концепция может быть отображена одним предложением: «Подсветить венчающие карнизы линейными светодиодными светильниками системы RGBW, межоконные простенки в уровнях со второго по пятый этажи – металлогалогенными светильниками мощностью 150 Вт с цветовой температурой 4200 град. К., установленными в уровне 2 этажа». Этой информации будет достаточно, что бы проектировщики различных проектных организаций создали единую светоцветовую среду улицы. В концепцию для примера может быть включена визуализация освещения фасада одного здания (созданное методами компьютерного моделирования реалистическое изображение освещенного фасада). При разработке проектов освещения фасадов зданий, визуализации делают для каждого здания.

      Труднее создать концепцию улицы, на которой имеются дома различной высоты, причем некоторые из которых украшены статуями и колоннами. Здесь не обойтись без тщательной проработки каждого дома, содержащего архитектурные элементы. Необходимо установить общие принципы подсветки этих элементов. Если колонны на одних домах будут подсвечены снизу, а на других сверху, то вполне может возникнуть неприятное зрительное ощущение, если наблюдатель одновременно видит два таких дома.

     Сложнее всего создать концепцию освещения улиц, представляющих собой историческую часть города. Здесь каждый дом имеет свою неповторимую историю и зачастую украшен архитектурными элементами, отсутствующими на других домах. Для таких улиц выполняют панорамы, на которых можно видеть несколько рядом расположенных зданий. На фасады всех домов панорамы наносят визуализации освещения. При этом подбирая способы освещения каждого дома, смотрят, как этот дом будет сочетаться с рядом расположенными зданиями. Файл с панорамой должен позволять горизонтальную прокрутку изображений.

 

Использование цветных источников света

     История создания источников цветного излучения для архитектурно-художественной подсветки зданий, зелени деревьев, фонтанов и других освещаемых объектов начинается с использования светильников со сменными стеклянными цветными светофильтрами. Значительный прогресс был достигнут после появления металлогалогенных ламп специального применения. За счет введения в колбу таких ламп различных добавок удается получить красные, синие, зеленые и другие цветные излучения.

   Сейчас повсеместное использование получили светодиодные светильники систем RGB и RGBW. Осветительные приборы системы RGB содержат светодиоды красного, зеленого и синего цвета. Смешивая эти три базовых цвета, удается получить излучение с любым цветом радуги, а так же большое многообразие промежуточных цветов. Излучение белого цвета получают путем смешивания трех базовых цветов. В светильники системы RGBW добавлены светодиоды белого цвета. Это позволило получить более чистый белый свет по сравнению со светом, полученным путем смешения трех исходных цветов.

     Цветные источники света в первую очередь используют для освещения архитектурных элементов. Так же ими могут быть освещены карнизы зданий и межоконные простенки наиболее значимых зданий города.

     До появления светильников систем RGB и RGBW принять конкретное техническое решение о применении цветных источников света было крайне сложно. Цена ошибки была слишком высока, что требовало тщательного моделирования осветительной установки, и соответственно продолжительного процесса согласований и утверждений концепции освещения. Осветительные приборы систем RGB и RGBW позволяют получить излучение любого цвета, в том числе белого. Поэтому стало достаточным лишь принять решение о применении этого типа светильников. И уже после их монтажа подобрать оптимальные цвета и светоцветовые сценарии в реальных условиях. Сценариев управления этими светильниками можно выполнить любое количество, используя их в зависимости от конкретной ситуации. При разработке концепции можно предварительно выбрать один из возможных цветов излучения.

 

Подсветка памятников архитектуры

     Типовая осветительная установка для подсветки зданий предполагает установку на фасадах осветительных приборов и прокладку по ним кабельных линий. Такие технические решения приемлемы не всегда. Например, кабельная линия, даже в окрашенном под цвет фасада коробе, может нарушить первозданный облик невысоких строений в 1 или 2 этажа, построенных 200 – 300 и более лет назад. А светильники, которые в светлое время суток будут видны на фоне древней лепнины, совсем не украсят здание. В таких случаях подсветить фасад удается либо светильниками, расположенными  на поверхности земли, либо прожекторами, устанавливаемыми на опорах. В редких случаях для этого могут быть использованы существующие опоры наружного освещения. Чаще в выбранных местах устанавливают отдельные опоры, на которых размещают прожектора. Аналогичным образом может быть выполнено архитектурно-художественное освещение храмов.  

    С поверхности земли или с опор здание освещают заливающим светом. Прожектора с узким углом рассеивания позволяют выполнить локальную подсветку некоторых зон  фасада, а так же акцентирующее освещение выбранных объектов. Хотя некоторые светильники для акцентирующего освещения архитектурных элементов могут быть установлены и на фасадах, если они не видны в светлое время суток.

   Для наиболее значимых памятников культурного наследия часто недостаточно компьютерного моделирования освещения при использовании прожекторов на опорах. После принятия предварительного варианта концепции освещения необходимо предусматривать экспериментальный подбор прожекторов непосредственно на месте. Для этого достаточно иметь блок резервного питания от стационарного компьютера, автоподъемник и несколько прожекторов с различными углами рассеивания. Значительную информацию о применимости прожектора можно получить и без использования автоподъемника, если предполагаемая высота установки прожекторов существенно меньше расстояния от прожектора до фасада.

    Незначительные материальные затраты на эксперименты окупятся за счет значительного снижения вероятности принятия не оптимальных технических решений.

 

Наиболее спорные вопросы при разработке концепций

     Бюджет, выделяемый на архитектурное освещение зданий, всегда имеет свои пределы. И возникают вопросы, на освещение каких улиц выделить больше средств.

     Например, одна улица имеет дома с богатейшими архитектурными украшениями, но расположена на окраине города. Другая улица расположена в центре города и на ней расположены основные административные здания. Но большинство зданий – типовой современной постройки.

     Осветительному оборудованию какой фирмы отдать предпочтение. Как правило, наиболее качественные светильники весьма дорогие.

     Для каких улиц использовать светильники систем RGB и RGBW. Эти светильники дороже светильников белого света и требуют более сложной системы управления. К таким светильникам, кроме электрического питания, необходимо проложить кабель управления.

     Автор выражает глубокую признательность Главному инженеру проекта отдела осветительных установок ОАО «НИПИ ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ» Короткову Владимиру за полезные советы, данные при написании статьи.

Виктор Чернов

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта)

31.08.2015