Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Противоречия в стандартах

 

Наши стандарты и своды правил содержат большое число различных противоречивых требований к одному и тому же объекту стандартизации. Противоречия, приносящие наибольший урон процессу проектирования электроустановок и разработке новых видов электротехнической продукции, сведены в таблицу.

Мы живем в эпоху перемен в стандартизации. Уже более 20 лет пытаемся подстроить национальную нормативную базу под международную. Это приводит к появлению стандартов, требования которых противоречат требованиям других действующих нормативных документов.

Кроме того, многие нормативные документы содержат устаревшие требования, которые своевременно не отменяются в действующих нормативных документах. Например, после введения в действие свода правил СП 52.13330.2011, в котором в частности установлены требования к аварийному освещению, прошло уже 5 лет. А требования к аварийному освещению, содержащиеся в ПУЭ и своде правил СП 31-110-2003 и потерявшие актуальность после введения в действие СП 52.13330 никто не отменяет. И иногда возникают ситуации: проектировщик выполняет требования к аварийному освещению, содержащиеся в действующем нормативном документе СП 31-110-2003, а эти требования оказываются устаревшими, в результате чего выполненный проект осветительной установки идет в переработку.

 

Номер стандарта, свода правил или иного нормативного документа

Особенности нормативного документа

Номер пункта и содержащиеся в нем требования к объекту стандартизации

Объект стандартизации:

Стандартные напряжения

ГОСТ 23366-78

 

Номинальные напряжения принимаются: - - на выходах источников и преобразователей электроэнергии – 230/400 В (Таблица 2);

- на нагрузке – 220/380 В (Таблица 1).

ГОСТ 32144-2013

 

п. 4.2.2 – 3 абзац

В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания Unom равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех‑ и четырехпроводных трехфазных систем).

ГОСТ 29322-2014

 

п. 3.1, Таблица 1

Номинальное напряжение трехфазных четырехпроводных или трехпроводных систем, В - 230/400 В

Классификация напряжений

ГОСТ 32144-2013

 

3.1.11 низкое напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратическое значение которого не превышает 1 кВ.

3.1.12 среднее напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратическое значение которого превышает 1 кВ, но не превышает 35 кВ.

3.1.13 высокое напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратическое значение которого превышает 35 кВ, но не превышает 220 кВ.

Иные классификации

 

1150 кВ, 1500 кВ – Ультравысокое;

750 кВ, 500 кВ, 330 кВ – Сверхвысокое;

220 кВ, 110 кВ - ВН, Высокое напряжение;

35 кВ - СН-1, Среднее напряжение первого уровня;

20 кВ, 10 кВ, 6 кВ, 1 кВ - СН-2, Среднее напряжение второго уровня;

0,38 кВ, 0,22 кВ, НН, Низкое напряжение.

ПУЭ

 

В отношении мер электробезопасности электроустановки разделяются на (п. 1.7.2):

- электроустановки напряжением выше 1 кВ;

- электроустановки напряжением до 1 кВ.

Цветовая маркировка проводников

Правила устройства электроустановок (ПУЭ)

 

п. 1.1.30 – 2 абзац

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А - желтым, фазы В - зеленым, фазы С - красным цветами;

ГОСТ Р 50462-2009

 

5.2.1 Разрешенные цвета

Для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

Таблица А.1

Фазный проводник 1(L1) – цветовая идентификация:  коричневый цвет;

Фазный проводник 2(L2) – цветовая идентификация:  черный цвет;

Фазный проводник 3(L3) – цветовая идентификация:  серый цвет;

ГОСТ 33542-2015 (МЭК 60445:2010)

 

6.2.1

Для идентификации проводников запрещено использовать по отдельности желтый цвет и зеленый цвет. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

Таблица А.1

Фазный проводник 1(L1) – цветовая идентификация:  коричневый цвет;

Фазный проводник 2(L2) – цветовая идентификация:  черный цвет;

Фазный проводник 3(L3) – цветовая идентификация:  серый цвет;

Допустимые потери напряжения в электроустановке здания

ГОСТ Р 50571.5.52-2011

 

Таблица G.52.1

А - Установки низкого напряжения, питающиеся непосредственно от общей системы электроснабжения низкого напряжения – 3% для освещения, 5% для других пользователей.

Когда длина электропроводки более чем 100 м, эти падения напряжения могут быть увеличены на 0,005 % на метр электропроводки вне 100 м, но не более, чем на 0,5 %.

ГОСТ Р 50571.16-2007

Стандарт обязательного применения. Входит в перечень стандартов к Закону 123-ФЗ

п. 612.10 - 1 абзац

Примечание - Падение напряжения в электроустановках не должно превышать 4 % номинального напряжения электроустановки. Временно действующие условия, например переходные процессы и колебания напряжения, вызванные неправильной (ошибочной) коммутацией, не учитывают.

СП 31-110-2003

 

п. 7.23 – 1 и 3 абзац.

Отклонения напряжения от номинального на зажимах силовых электроприемников и наиболее удаленных ламп электрического освещения не должны превышать в нормальном режиме ±5 %, а предельно допустимые в послеаварийном режиме при наибольших расчетных нагрузках - ±10 %. В сетях напряжением 12-50 В (считая от источника питания, например понижающего трансформатора) отклонения напряжения разрешается принимать до 10 %.

С учетом регламентированных отклонений от номинального значения суммарные потери напряжения от шин 0,4 кВ ТП до наиболее удаленной лампы общего освещения в жилых и общественных зданиях не должны, как правило, превышать 7,5 %.

РД 34.20.185-94

Действие инструкции распространяется на наружные сети

5.2.4. Предварительный выбор сечений проводов и кабелей допускается производить исходя из средних значений предельных потерь напряжения в нормальном режиме: в сетях 10(6) кВ не более 6 %, в сетях 0,38 кВ (от ТП до вводов в здания) не более 4-6 %.

Большие значения относятся к линиям, питающим здания с меньшей потерей напряжения во внутридомовых сетях (малоэтажные и односекционные здания), меньшие значения - к линиям, питающим здания с большей потерей напряжения во внутридомовых сетях (многоэтажные многосекционные жилые здания, крупные общественные здания и учреждения).

Эвакуационный выход

СП 52.13330.2011

Свод правил обязательного применения. Входит в перечень стандартов и сводов правил к Закону 384-ФЗ

Приложение Б.

эвакуационный выход: Выход, предназначенный для эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях.

ГОСТ Р 55842-2013

 

п. 3.8

эвакуационный выход (emergency exit): Выход, предназначенный для использования в аварийной ситуации.

Закон № 123-ФЗ

 

Положение 48 Статьи 2

эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Аварийное освещение

ПУЭ

 

6.1.21. Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное.

СП 52.13330.2011

Свод правил обязательного применения. Входит в перечень стандартов и сводов правил к Закону 384-ФЗ

7.104 – 1 абзац.

 Аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное. Эвакуационное освещение подразделяется на: освещение путей эвакуации, эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение).

Электропроводки аварийного освещения

ПУЭ

 

Требования о сохранении работоспособности электропроводок в условиях пожара отсутствуют

СП 31-110-2003

 

Требования о сохранении работоспособности электропроводок в условиях пожара отсутствуют

Закон № 123-ФЗ

 

Статья 82, часть 2.

Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. (часть 2 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

СП 256.1325800.2016

Вводится в действие с 2 марта 2017 г.

п. 10.6

Электропроводки сетей аварийного эвакуационного освещения и знаков безопасности, включая цепи управления, должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону в соответствии со статьей 82 [3]. Питание эвакуационного аварийного освещения выполняется в соответствие с 8.12.

Подключение светильников аварийного освещения

ПУЭ

 

6.1.25. Светильники эвакуационного освещения, световые указатели эвакуационных и (или) запасных выходов в зданиях любого назначения, снабженные автономными источниками питания, в нормальном режиме могут питаться от сетей любого вида освещения, не отключаемых во время функционирования зданий.

СП 31-110-2003

 

4.5 – 7 абзац.

Световые указатели «Выход» должны быть присоединены к сети аварийного освещения. При наличии в указателях автономных источников питания они могут питаться от осветительной сети любого вида и устанавливаться на высоте не менее 2 м.

СП 52.13330.2011

Свод правил обязательного применения. Входит в перечень стандартов и сводов правил к Закону 384-ФЗ

7.104 – 2 абзац.

Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.

7.111 – 4 абзац.

Питание световых указателей в нормальном режиме должно производиться от источника, не зависимого от источника питания рабочего освещения; в аварийном режиме переключаться на питание от третьего независимого источника, например - встроенную в светильник аккумуляторную батарею. Продолжительность работы световых указателей должна быть не менее 1 ч.

Нормирование освещенности

СП 52.13330.2011

Свод правил обязательного применения. Входит в перечень стандартов и сводов правил к Закону 384-ФЗ

4.1 – 1 абзац

Нормируемые значения освещенности помещений в настоящих нормах приводятся в точках ее минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света, кроме оговоренных случаев.

 

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03

 

п. 3.1.4

 Нормативное значение освещенности в настоящих нормах установлены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности внутри помещений.

ГОСТ Р 55710-2013

 

п. 3.1.8

Эксплуатационная освещенность; Еэкс: Минимально допустимое значение средней освещенности Eср на заданной поверхности.

Примечание – Это значение освещенности должно быть обеспечено в течение всего времени эксплуатации ОУ.

 

Стандартные напряжения – головная боль всей нашей энергетики. Все знают, что проблема есть. Все знают, что проблему надо срочно решать. Но нет никого, кто бы знал, как это сделать.

Мы имеем огромный парк оборудования, рассчитанного на эксплуатацию в электрической сети 380 В. Если допустить максимальное отклонение напряжения на вводе ГРЩ производственного здания +/- 10%, то при номинальном напряжении 380 В можем иметь напряжение в диапазоне от 342 В до 418 В.

При номинальном напряжении 400 В напряжение может изменяться от 360 до 440В. Разрабатывать электродвигатели, способные удовлетворительно работать в диапазоне напряжений от 342 до 440 В малоприятная затея. А какое именно напряжение принять за номинальное – это вопрос, не имеющий однозначного ответа.

Окончательно закрепить законодательно систему 230/400 В – это лишь 5% того, что необходимо сделать. Но у нас и это не получается. И главное, правильным ли будет законодательное закрепление напряжений 230/400 В? Должен быть переходный период (не исключено, что он продлится 20 – 30 лет), в котором должны быть закреплены и 220/380 В и 230/400 В. Но сделано это должно быть в одном стандарте. Новое оборудование должно разрабатываться на 230/400 В.

Но, необходимо обеспечить возможность нормальной эксплуатации любого оборудования. То есть возможна ситуация, при которой в производственном здании будут одновременно ВРУ (ГРЩ) 220/380 В и 230/400 В.

Классификация напряжений – никакая европейская страна не может сравниться с Россией по протяженности линий электропередачи. А стандарты мы хотим иметь европейские, в которых может быть закреплено лишь максимальное напряжение 220 кВ. Поэтому единой классификации нет, и никогда не будет. Во многих документах, например в правилах Федеральной службы по тарифам, закреплены другие требования к классификации. Например, в отличие от требований ГОСТ 32144-2013 среднее напряжение разделено на среднее напряжение первого уровня и среднее напряжение второго уровня.

Цветовая маркировка проводников. Очень сложная тема при любом обсуждении данной проблемы. На протяжении многих десятилетий фазные шины в ВРУ маркировали желтым, зеленым и красным цветами. В погоне за европейскими нормами был принят ГОСТ Р 50462-2009, в котором было установлено требование – использовать коричневый, черный и серый цвета. Предшественник этого стандарта (от 1992 года) допускал использование желтого и зеленого цветов по отдельности для маркировки фазных шин. В стандарте от 2009 года желтый и зеленый цвета разрешены только вместе для маркировки шины РЕ.

После введения в действие данного стандарта, что бы ни подвергать людей смертельной опасности, многие производители электрических щитов перестали использовать цветовую маркировку шин.

Допустимые потери напряжения в электроустановке здания. Здесь можно найти нормативный документ на любые величины потерь напряжения. Уже давно пора выпустить стандарт «Допустимые потери напряжения в электроустановках зданий» и удалить из остальных нормативных документов требования к допустимым потерям напряжения.

Здесь еще имеется довольно существенная проблема. Некоторые современные светильники способны работать в диапазоне напряжений +/- 30 и даже более процентов от номинального при неизменном световом потоке. Для таких осветительных приборов необходимо ввести допущение на больший уровень потерь.

Эвакуационный выход. В СП 52.13330.2011 и ГОСТ Р 55842-2013 даны расплывчатые определения, по которым невозможно понять, какие именно выходы следует считать эвакуационными. Здесь опять прослеживается дань европейским стандартам. В результате этой неопределенности возникают казусы, когда и в кладовке для хранения швабры и мусорного ведра необходимо устраивать аварийное освещение. Подробнее об этом можно прочитать в статье Неоднозначности норм аварийного освещения.

Аварийное освещение. Во многих действующих нормативных документах требования к аварийному освещению устарели. Ориентироваться следует в первую очередь на СП 52.13330 и ГОСТ Р 55842-2013. Эти документы имеют много недостатков, но пока ничего лучшего не принято.

Электропроводки аварийного освещения. В ПУЭ, СП 31-110-2003 и ряде других нормативных документах требования к электропроводкам аварийного освещения устарели. Необходимо выполнять требования Федерального закона № 123-ФЗ (статья 82). В отношении жилых и общественных зданий с 2 марта 2017 года начинает действовать свод правил СП 256.1325800.2016, в котором отражены современные требования к электропроводкам. В оглавлении сайта в разделе «Обсуждаем ГОСТы, СНиП, ПУЭ»  можно найти ссылки на статьи с пояснениями основных положений СП 256.1325800, касающихся аварийного освещения.

Подключение светильников аварийного освещения. В ПУЭ и СП 31-110-2003 содержатся устаревшие требования к подключению светильников аварийного освещения и знаков безопасности (указателей выхода). Поэтому в первую очередь следует ориентироваться на закон 123-ФЗ,

Нормирование освещенности. Сейчас в России имеется две независимых друг от друга группы создателей норм по осветительным установкам, поэтому в требованиях к нормированию освещенности имеются разногласия. Ориентироваться следует на СП 52.13330, так как этот документ входит в перечень стандартов и сводов правил к Закону 384-ФЗ. То есть выполнение его требований является обязательным.

 

Заключение

По мере увеличения количества принимаемых стандартов и сводов правил, путаница в требованиях и терминологии только увеличивается. Необходимо ввести требование ко всем вновь принимаемым нормативным документам – нормативный документ должен содержать приложение, в котором отображены все требования нормативного документа, противоречащие требованиям других действующих на данный момент нормативных документов. Это было бы полезным даже для того, что бы уже по проекту нормативного документа, вынесенному на публичное обсуждение, было видно, кто допущен к разработке нового документа – профессионалы в своем деле или случайные люди.

Так же для приведения нормативной базы к единым требованиям целесообразно каждый пункт, содержащий требования, отличные от требований других нормативных документов снабжать примечанием, в котором указывать на несоответствие требований пункта требованиям других стандартов. Так, например, сделали разработчики свода правил СП 256.1325800.2016 (см. примечания к пунктам 8.23 и 14.10).

Основные положения многих нормативных документов содержат неоднозначно трактуемые требования, не позволяющие сделать однозначный вывод об их правильном применении (подробнее в статье Неоднозначности в стандартах).

 

Виктор Чернов

20.10.2016

К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта)